• разработку и экспертизу проектов национальных стандартов (в закрепленной области деятельности);
• участие в формировании планов разработки национальных стандартов (в закрепленной области деятельности);
• подготовку официальных переводов международных стандартов для передачи их в федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.
В области международной (региональной межгосударственной) стандартизации в задачи ТК входят:
• участие в работе соответствующих технических комитетов международных (региональных межгосударственных) организаций по стандартизации (ТК 197 «Водородные технологии» ИСО, и других организаций);
• участие в разработке проектов международных (региональных межгосударственных) стандартов (стандартов ИСО, и других);
• участие в подготовке предложений в планы работ международных (региональных межгосударственных) организаций по стандартизации;
• подготовка предложений по позиции Российской Федерации для голосования по проектам международных (региональных межгосударственных) стандартов в области водородных технологий;
• участие в организации проведения в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных (региональных межгосударственных) организаций по стандартизации.
Объектами стандартизации в области деятельности ТК являются:
• топливные элементы и электрохимические генераторы;
• транспортные средства на водороде;
• устройства для заправки транспортных средств водородом;
• устройства и системы производства, транспортирования, обработки и хранения водорода.
Структура технического комитета.
ТК возглавляет председатель ТК, ответственный за все виды деятельности ТК, утверждаемый в этой должности национальным органом по стандартизации. В состав ТК входят также секретариат, возглавляемый ответственным секретарем ТК, и члены.
Председатель ТК представляет ТК во всех государственных и общественных организациях. Ответственный секретарь ТК организует работу секретариата ТК.
Секретариат ТК
Секретариат ТК должен учитывать позиции и интересы всех его членов. В его функции входят:
• подготовка проектов стандартов и других нормативных документов по стандартизации для их рассмотрения, согласования, представления на утверждение и регистрацию;
• ведение делопроизводства и отчетности в соответствии с действующими положениями;
• организация выполнения аутентичных переводов материалов, необходимых для работы;
• организация ведения фонда документов по закрепленной за ТК тематике.
Члены технического комитета
Членами ТК могут быть федеральные органы исполнительной власти или их уполномоченные организации, организации - потребители продукции или услуг, научные организации, предприятия - разработчики и изготовители продукции или поставщики услуг, научно-технические общества, органы государственного надзора, испытательные центры, другие заинтересованные организации, частные лица. Членство в ТК является добровольным и не предусматривает обязательств в виде уплаты членских взносов. Для реализации специальных проектов в рамках деятельности ТК возможно добровольное внесение средств членами ТК. Решение о приеме в члены ТК принимает Председатель ТК после консультаций с организациями-членами ТК. Для участия в деятельности ТК организация сообщает в секретариат:
• свой почтовый и юридический адрес;
• организационную форму;
• фамилию, имя и отчество руководителя;
• фамилию, имя и отчество полномочного представителя с указанием номеров телефона и факса, а также адреса электронной почты.
Председатель ТК29 - Шелищ Петр Борисович, председатель Общественного совета при Росстандарте.
Ответственный секретарь ТК29 - Раменский Александр Юрьевич, президент Национальной ассоциации Водородной энергетики, генеральный директор ООО "КВТ".
Реформа технического регулирования в Российской Федерации, в основе которой лежит федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", дает широкие возможности для модернизации нормативно-технической базы водородных технологий в России. Эти процессы в совокупности с гармонизацией национальной и международной системы стандартизации позволяют современному бизнесу активно влиять на формирование национальной технической политики страны.
Федеральный закон N 184-ФЗ предусматривает введение, в замен существующей в настоящее время практики применения норм и правил, современной системы технических регламентов, которые принимаются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 46 федерального закона N 184-ФЗ установлена очень важная законодательная норма, связанная с тем, что со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
К таким нормативно-правовым актам, действующим до вступления в силу соответствующих технических регламентов, относятся «Правила безопасности при производстве водорода методом электролиза воды» (Правила ПБ 03-598-03), разработанные в обеспечение федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который регламентирует требования к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах.
В отсутствии специального технического регламента в области водородных технологий особое значение приобретают технические регламенты Российской Федерации (РФ), а также технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС), имеющие приоритетное значение на таможенной территории стран ТС:
- Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- Федеральный закон РФ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
- ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза
”О безопасности машин и оборудования”;
- ТР ТС 016/2011 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе”;
- ТР ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”;
- ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
В указанных технических регламентах предусмотрено формирование перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение ТР. Эта норма позволяет активно использовать имплементацию международных стандартов, разработанных с учетом опыта развитых стран и дает возможность существенно усовершенствовать требования безопасности в области водородных технологий в самое ближайшее время.
В этой связи, в ходе гармонизации национального и международного технического регулирования в области безопасности водородных технологий необходимо более активно развивать сотрудничество российских предприятий с соответствующими техническими комитетами Международной организации по стандартизации - ТК 197 «Водородные технологии» (ISO/TC197) и Международной электротехнической комиссии - ТК 105 «Технологии топливных элементов» (IEC/TC105).
Кроме того, предполагается целесообразным всем лицам, заинтересованным в продвижении водородных технологий в России, консолидировать свои усилия, на имплементацию международных стандартов ИСО и МЭК с целью дальнейшей гармонизации национальной и международной стандартизации. Российский Технический комитет «Водородные технологии» ТК029/ГОСТ-Р и Национальная ассоциация водородных технологий России выражает заинтересованность в дальнейшем развитии работ, связанных с созданием новых и совершенствованием существующих международных стандартов ИСО и МЭК, в усилении взаимодействия этих независимых международных организаций и готовы принимать непосредственное участие в разработке международных стандартов в области водородных технологий и топливных элементов в дальнейшем.